Борев Ю. Эстетика: Учебник

На первый взгляд она не нужна даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли это, что эстетика — наука бесполезная? Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие проблемы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, или хочет оценить собственную деятельность, или пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Как отличается шедевр от еще не отделанного первоначального своего варианта!

Лекции - Эстетика - файл 1.

Дегуманизация искусства Испанский философ Х. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает Х.

Ю.Б. Борев. Эстетика. Искусство. II. Множественность целей искусства .. эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса;.

Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. В истории эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества: Нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеологической составляющей творчества. Соловьев видел в их взаимосвязи условие творческого процесса. На эту теоретическую традицию и следует опираться. Именно с этих позиций и следует рассматривать художественный образ и его особенности.

Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: Представления — переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать.

В миг высшей жизни она в нас страждет, ждет нас и жаждет — и плачет в нас Даже через образ смерти композитор утверждает красоту жизни. Для трагедии смерть — момент истины, когда отчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Большое искусство всегда нетерпеливо ждет грядущего. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть.

Это чревато пагубными последствиями: Эта стремящаяся к высшей гармонии мира личность, силой сопротивляясь насилию, вносит в мир новую дисгармонию, рождает новое сопротивление сила против силы.

Раздел VIII Эстетика и искусство на пороге XXI века .. Аристотеля, — это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию.* .

Она дважды переведена на английский язык в Лондоне в и гг. В любое время существует какая-либо черта в каждой паре принципов, на которой делается ударение в соответствии с господством той или иной категории. Рассматриваемое как результат субъективных условий, искусство дает и соответствующие вторичные понятия. Однако роль расового элемента в возникновении искусства нельзя преувеличивать.

И если мы хотим добраться до основных принципов этого подхода, надо рассмотреть четыре вопроса: Каждая из этих эстетических категорий характеризует эстетическое сознание, систему теорий о мире определенной эпохи и сменяет одна другую подобно тому, как теократия и демократия поочередно господствуют в цивилизованном мире. При теократии чувство возвышенного, а при антропократии чувство прекрасного господствуют по очереди.

Это объясняется тем, что человек в это время видит субъективно, чувствует живописную форму и следит за выразительностью. Следует, однако, иметь в виду, что художники отличаются не только индивидуально, но и национально. Без прямой связи между эстетикой, историей искусства и историей цивилизации не может быть единой философской системы подхода к развитию искусства во времени. Ответ на эти вопросы, конечно, должен быть дан с точки зрения системы теорий о мире. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта.

На востоке, где есть звездные небеса Месопотамии и бесконечные пустыни Аравии, хорошо развивается чувство возвышенного. Боги и люди взаимозависимы; иначе, чем было бы солнце, если бы глаза человека не видели его, и чем были бы боги, если бы они не управляли судьбами людей.

. Другие эстетические категории

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины века особо выделяются: Феноменологическая эстетика начала века была разработана немецким философом Эдмундом Гуссерлем Феноменология в собственном смысле слова — есть учение о предметах феноменах в их чувственном восприятии.

Эстетика: Аристотель в отличие от Платона оценивает искусство и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных.

Специфика эстетического идеала, его отличие от других идеалов заключается в предмете отражения и в способе отражения реальной, непрерывно развивающейся объективной действительности. Эстетический идеал воплощает высшую степень свободы всех видов человеческой деятельности, которая может быть осуществлена в определенную историческую эпоху представителями определенной социальной группы.

Эстетические идеалы всегда носят исторический и социальный характер. Степень свободы деятельности индивида всецело зависит от его места в социальной структуре общества. В истории общества эстетические идеалы различных социальных групп выражают прежде всего представление о высшей степени свободы различных видов человеческой деятельности и о высшем для своего времени гармоническом развитии личности, являющемся функцией этой свободы. В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически развитый человек.

Это прежде всего свобода физического развития, находящаяся в органической целостности с духовной гармонией. В античном герое уравновешенность телесных и духовных порывов ведет к его гармоничному мироощущению. В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию свободы физической и духовной деятельности человека. Здесь не остается и следа той гармонической уравновешенности физического и духовного.

Психоанализ и эстетика

Множественность целей искусства полифункциональность 1. Преобразующая функция искусство как деятельность. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев.

Осознание эстетической стороны искусства впервые отразилось в идеях .. полуинстинктивным стремлением преодолеть нервный стресс, страхи и.

Эстетика как философская дисциплина. Термин - Александр Баумгартен Эстетика — это философия прекрасного и философия искусства. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: Способность понимать прекрасное составляет специфику чел. Эстетика — учение о красоте и искусстве. Красота существовала всегда, восприятие ее чел.

Эстетика - реферат

И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. В частности, на это обратил внимание Л. Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякого рода. Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией.

геровским «забеганию-в-смерть», «ничто», «страх» и т.д. Учение кризиса буржуазного общества, его философия и эстетика получили большое.

Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. В отличие от главных категорий эстетики эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая прекрасного, возвышенного, комического.

Наиболее активно разрабатывалась в сфере имплицитной эстетики с древнейших времен, где осмысливалась в двух аспектах: Еще в греко-римской античности было замечено, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: Линия этой традиции сохранилась до ХХ в. Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве. Уже Аристотель узаконивает его место в различных искусствах.

В контексте своей теории мимесиса он признавал, что изображение безобразных предметов трупов, отвратительных животных допустимо в живописи, ибо доставляет удовольствие самим фактом искусства — искусного подражания. В драматических искусствах безобразное, согласно Аристотелю, как не доставляющее реального страдания в отличие от действительности трансформируется в смешное в комедии или способствует самоотрицанию или своеобразной профилактике безобразного в действительности в трагедии.

Особое место проблема безобразного занимает в христианской эстетике. Продолжая неоплатоническую традицию и опираясь на библейскую идею креационизма, христианские мыслители высоко ценили видимую красоту мира и человека.

Павел Воля - О современном искусстве